— Да, много обошли обжитых мест, — сказала  Правда. – Пойдем теперь на вершины. Пойдем спросим у чистых холодных родников, у цветов, растущих на высокогорных лугах, у снегов, сияющих вечной незапятнанной белизной… На вершинах живут тысячелетия. Там живут вечные и праведные деяния героев, богатырей, поэтов, мудрецов, святых, их мысли, их песни, их заветы. На вершинах живет то, что бессмертно и не боится уже ничтожной земной суеты.

- Нет, туда я не пойду, — ответила Ложь.

Р. Гамзатов, Притча о споре Лжи с Правдой

После поездки на Грушинский фестиваль наш отпуск не закончился. Вернувшись из Самары в субботу вечером 2 июля, на следующий день мы с Валерой, Сережей и Ириной сидели в плацкартном вагоне 301-го Пенза-Москва. Под убаюкивающий стук колес мы смотрели то друг на друга, то в окно на пролетающие мимо картинки, и предвкушали встречу с неизведанным и прекрасным… Мы начали путь в Киргизию.

Почему, собственно, Киргизия? В 2009 году Стас и Шурик были там около 3х недель, вместе с группой альпинистов покоряли вершины Тянь-Шаня, а после восхождений на пару дней заехали на озеро Иссык-Куль. Стас,  воодушевленный этой поездкой, долгое время всех уговаривал когда-нибудь туда отправиться. Но, как всегда, жизнь подбрасывает нам кучу забот и сует, и эта идея застыла в фазе разговора. Однако когда в этом году встал вопрос, как провести отпуск, выяснилось, что поездка в Киргизию будет вполне бюджетной. Нам также удалось уговорить Сергея и Ирину, таким образом, набралась хоть небольшая, но компания. За полтора месяца мы купили ж/д и авиабилеты, и теперь продумывали план действий. Наш маршрут был таким: первые 2-3 дня – горы, конкретнее – местечко Ала-Арча, со своим стандартным походным снаряжением, а оставшиеся дни – озеро Иссык-Куль и типичный пляжный отдых с проживанием в съемном жилье.

В понедельник, 4 июля, мы прибыли в Москву. Остановились у Андрея и Наташи, за что им – тысячекратное спасибо! После душного вагона и бессонной ночи хотелось принять горизонтальное положение и вздремнуть, чем мы и занялись. После обеда съездили в Икею, насмотрелись, помечтали, еле ноги унесли, благо, мы были ограничены по времени.

В 6 вечера мы выдвинулись в Шереметьево, самолет у нас был в 22.50. Не напрасно мы выехали с таким запасом времени, потому что попали в час пик и постояли немного в московской пробке. Около 8 вечера благополучно приехали в аэропорт.

Как только открылась регистрация на рейс до Бишкека, мы самые первые  подбежали к стойкам, прошли предполетные процедуры, и – ура!- сдали наш багаж, после  чего каждому стало легче на 13-14 кг. Оставшееся время до вылета мы бродили по Duty Free, безумно хотели есть, и, не выдержав, купили какие-то бутерброды, хотя и они не спасли. Мне лично в Шереметьево (терминал F) не очень понравилось, как-то там неуютно, непонятно, жарко, кресла жесткие. В Домодедово, например, было гораздо приятнее находиться.

После, как показалось, бесконечных 3х часов ожидания мы наконец-то шагнули на борт Airbus Industry A321. Места были неплохие, около окошек, перед крыльями, поэтому мы могли насладиться видами ночных городов России и Казахстана. Полет длился чуть более 4х часов, поспать практически не удалось, когда хотелось уснуть – вот-вот должны были разносить еду, а после еды – сон пропал, были только короткие провалы в дремоту.

Кош келиниздер Киргизия – добро пожаловать в Киргизию!

В 6-ом часу утра по местному времени мы вышли из аэропорта Манас. Солнце уже взошло, но утренняя прохлада еще не развеялась. Как только за нашими спинами оказались двери здания аэропорта, нас атаковали таксисты. Мы еле отбились от них и стали искать остановку общественного транспорта. Тут нас случайно подобрала какая-то женщина на вместительном минивэне, и за 400 сомов довезла нас до города. По дороге выяснилось, что она (Татьяна) – владелица конно-туристического клуба Пегас, который находится в Чолпон-Ате (именно туда мы и планировали поехать после гор). Она дала нам брошюрку с информацией о клубе и экскурсиях, карту города.

Около 7 утра мы оказались в центре Бишкека. Нужно было купить баллоны с газом для горелки, т.к. в самолете взрывчатые вещества перевозить нельзя. До отъезда я нашла в интернете несколько адресов спортивных магазинов, но все они открывались с 9-10 утра. Пришлось коротать время.

Хотелось кушать, и мы заглянули в ближайший продуктовый магазинчик, набрали там всяких перекусов, и пошли искать местечко, чтобы присесть. Странно, но на улицах мы не нашли ни одной скамейки. Пошли искать по дворам, ведь бабушки у подъезда должны же на чем сидеть! Но нет – все лавки как сбрило. Вскоре все же нашли одинокую, побитую жизнью скамью и скорее на ней расположились.

Пока завтракали, огляделись вокруг. Мы находились во дворе жилого дома практически в центре столицы Киргизии, но даже наш Заводской район или КПД по сравнению с ним просто отдыхает! Все пыльное, серое, из грязных унылых окон с облезлой краской на рамах видны истлевшие занавески, натянутые бельевые веревки с тряпками, какой-то хлам, как будто там не жилая комната, а кладовая или гараж. Дома, конечно, еще советской постройки, но ремонта фасадов, судя по виду, не проводили ни разу. И если это центр города,  что же тогда на окраинах?

Гулять несколько часов по жаре с громоздкими рюкзаками было бы не разумно, и мы отправились на Западный автовокзал (а есть еще и Восточный), чтобы там, в камере хранения оставить вещи, потому что затем нам все равно нужно было с этого автовокзала уезжать в Ала-Арчу. До вокзала доехали на автобусе за смешные деньги – 6 сомов (это 4 наших деревянных), за рюкзаки в камере хранения заплатили около 170 сомов.

Расправив наши облегченные плечи, мы вновь проехали в центр города. Увидели ЦУМ. Вид снаружи – 5-6 этажное серое здание. Захотелось попасть внутрь, но ЦУМ открывался с 10 утра. Мы немного подождали, поменяли деньги, перекусили в уличном кафе.

Внутри ЦУМ – как наш Пассаж до ремонта, или как Гостиный Двор в самом начале его работы. В общем, рынок под крышей. В основном — сотовые, тряпки, немного техники, из интересного для нас – табак, кальяны, сувениры. Газовых баллонов там мы не нашли, поэтому продолжили движение по списку спортмагазинов.
Мы шли пешком и ехали в автобусах и маршрутках, и рассматривали город, людей, автомобили. Немного о них. В основном, на дорогах страны можно увидеть старые иномарки, лидеры среди них – Фольцваген Пассат, Ауди, Мерсы. Неплохое подержанное авто можно взять за 3-4 тысячи долларов. Встречаются и модели Автоваза, старые, конечно; кажется, видели также Москвичи. Бензин – чуть дороже нашего, 35-40 сомов (для перевода в рубль делим на 1.5). На многих заправках нет 92, 95, 98 бензина, есть 82 и ДТ – самое популярное топливо, наверно, из-за своей дешевизны. Кстати, есть в Киргизии сеть заправок, которая называется «ШНОС» — нас это всегда веселило. Дороги – плохие, а водители – недисциплинированные. Разметка на дорогах малоразличима, качество дорожного полотна в городе — еще ничего, а вот за пределами его – оставляет желать лучшего. Водители откровенно лихачат, нарушают на каждом шагу, совершенно не держатся полос движения, пересекают сплошные и двойные сплошные на раз-два, и сигналят по поводу и без. Перейти по зебре возможно только со светофором, и то с опаской. Почему так много нарушают? Потому что гаишники не отказываются от взяток, да и размер мзды невелик – примерно 50-100 сомов. Штрафы практически не выписываются, все решается на месте, и все довольны. Похоже, что быть гаишником в Киргизии вполне прибыльно, по рассказам местных жителей. Кстати, у всех дпс-ников в арсенале неплохие авто – новенькие Тойоты Камри, например.
Немного о Бишкеке. Проходя по улицам, вспоминалось советское детство и начало 90-х. Старые, с лохмотьями голубой краски газетно-журнальные киоски, мелкие магазинчики и кафешки с каменными бело-зелено-розовыми полами, мухами и затхлым воздухом, автоматы с газировкой – когда вы в последний раз их видели в Пензе? Бишкек – в целом не растущий, не развивающийся город, это если говорить о постройках. Все дома – со времен СССР, нет строек и ограждающих их временных серых заборов, нет ремонта фасадов и зеленых защитных сеток на них, и только единичные современные торговые центры блещут своей новизной, затмевая старые здания.

Один из таких торговых центров – ВЕФА – стал нашим «пристанищем» на несколько часов. Сергей и Ирина поехали на небольшой рыночек за баллонами (ни в одном спортмагазине их не было), а мы с Валерой остались в Вефе, так как у него разнылась больная нога. Пока  ждали ребят, побродили по центру, нашли приличный туалет, закусочные, налюбовались фонтанной группой, оборудованной в центре здания.

Когда ребята вернулись с баллонами, мы решили как следует пообедать перед дорогой в горы. Было около часа дня, все очень устали из-за недосыпа, беготни, жары, и когда мы приземлились в уютные диваны в кафе и стали ждать наш заказ, то чуть не уснули. Наполнив организм калориями, мы закупили походные продукты, и наконец-то уже поехали на автовокзал.

Мы забрали наши  вещи из камеры хранения, купили арбуз и дыню – у нас ведь еще их не было, и стали звонить в такси (список телефонов также был предварительно найден в интернете). Оператор сказала, что до Ала-Арчи машина будет стоить 550 сомов + доплата за вес багажа, итого выходило 650. Мы были безумно рады, ведь таксисты в аэропорту озвучивали нам цену в 1500 рублей, то есть 2300 сомов. Машина приехала в течение 30 минут, мы загрузились и поехали.

От Бишкека до Ала-Арчи примерно 40 км, с постепенным подъемом, перепад высот  — с 750 до 2100 м над уровнем моря. Дорога заняла около часа. В Бишкеке весь день держалась безоблачная жаркая погода, а на подъезде к горам мы увидели капли на стекле, тучи основательно затянули небо и ветер крутил дорожную пыль. С этой удивительной способностью гор притягивать к себе непогоду нам еще предстояло познакомиться очень близко…

Лучше гор могут быть только горы!

Ала-Арча – живописное местечко  у подножия гор, в ущелье. Территория является национальным парком, поэтому на въезде – шлагбаум, стоимость въезда – по 100 сом с человека. Здесь отстроены домики, гостиницы для туристов (ночь в гостинице – 2000 сомов за двухместный номер).

Итак, мы оказались в горах. Время – 5 часов вечера. Тучи, дождь, ветер, не жарко. За весь день мы устали, поругались, пообижались, покапризничали, в общем – физически и эмоционально выдохлись. Лезть в горы в первый вечер было не реально. Поэтому мы пошли искать место под лагерь. За 20-30 минут прошли территорию с домиками и вышли в дельту горной реки. Тут цивилизация закончилась. Мы перешли речку и приглядели милое местечко для ночлега под густыми лапами огромной ели. Разбили лагерь, расположились, утеплились, поужинали, раздраконили арбуз, да еще и дождик утих и небо стало проясняться. «А настроение-то улучшилось!»(С)

Ночью было немного прохладно от близости ледяной воды. Мы проснулись около 10 утра, потому что солнце долго не выглядывало из-за кольца гор и непонятно было, наступил рассвет или нет. А заводить будильник и смотреть на часы так не хотелось.

Утро было солнечное, теплое, а мы – отдохнувшие и довольные. Мы наслаждались фантастическими пейзажами, теплой погодой, вкуснейшей и чистейшей водой из ручья, берущего начало в ледниках на вершинах, фотографировались и дурачились.

В полдень выдвинулись в путь. Часть ненужных в горах вещей – пляжные тряпки, ноут и т.д. – мы запрятали в кустах, ведь при подъеме каждый грамм балласта был на счету. Наш маршрут проходил по тропе, ведущей в альплагерь рядом с хижиной Рацека. Мы должны были пройти по утоптанной тропинке, которую отчетливо было видно на снимках Google Earth, о которой нам бесконечно говорили Стас и Шурик. Тропа шла все время вдоль ручья, и мы пошли по его руслу, в надежде вот-вот выйти на тропу. Как мы умудрились не выйти на нее в самом начале пути, непонятно.

В течение 4х часов мы поднимались вверх сначала по небольшим камням, затем по огромным валунам с нашими нехилыми рюкзаками, причем около 3 часов – под ливнем, грозой и градом. Все, кроме Сереги, упали духом и остановились. Мы промокли, зуб на зуб не попадал, мы боялись, не знали, как долго еще нужно идти вперед и стоит ли вообще идти, но и назад тем же путем возвращаться не хотелось. Сергей тем временем убежал вперед и по рации сообщил нам, что нашел тропу. Но пока он ее искал, мы не выдержали и под каким-то большим деревом раскинули палатку, кое-как, прямо на камнях, лишь бы только скрыться от дождя и переодеться. Мы засели в палатке и не намерены были идти куда-либо, пока не согреемся. Таким образом, мы вынудили Серегу вернуться назад. Очевидно было, что в эти минуты он нас просто ненавидел. Мы все повздорили, поспорили, поругались… В общем, тот еще денек выдался.

Однако горячий чай, прогретый от газовой горелки воздух в палатке, теплая и местами сухая одежда сделали свое доброе дело – мы все успокоились, отогрелись, и решили все-таки идти вперед. Когда вышли на тропу – жизнь показалась сказкой, идти было в удовольствие. Если б мы только сразу шли как надо, то потратили бы на дорогу гораздо меньше времени, сил и нервов.

Примерно к 7 вечера мы добрались до первого водопада, высота – 2600 над у.м. Мы нашли ровную площадку и разбили лагерь.

Дождь закончился, и мы первым делом стали сушить вещи, потому что вымокло у нас практически все. Тут нас очень выручила горелка, которую мы включили прямо в палатке и там же развесили тряпье, а потом там же сварили ужин. Мальчишки сбегали до водопада. Подойти к нему совсем близко было нереально – облако мельчайших брызг окутало подступ к водопаду на несколько десятков метров. Валера все же вбежал быстренько в это облако и вымочил последний сухой комплект одежды.

Наша палатка прогрелась, стала уютной, и когда мы залезли в нее ужинать – как все были счастливы! В эту ночь спать было гораздо теплее, хотя мы стояли на открытой всем ветрам площадке.

В 6 часов утра мы проснулись, разогрели остатки слипшихся макаронных изделий с тушенкой, оставили все вещи, кроме денег и документов, и пошли вверх. Все-таки хотелось добраться до Рацеки. Но мы действительно не знали, сколько это еще займет времени. Поэтому решили, что будем двигаться вверх до 9 утра, если дойдем – отлично, нет – так нет. В 9 утра нужно было возвращаться назад к водопаду, позавтракать, и в полдень желательно бы уже начать спускаться к Ала-Арче, потому что в этот день мы планировали попасть на Иссык-Куль.

Подниматься с высоты 2600, даже без вещей, было не так-то просто. Мы останавливались через каждые 10-20 метров, чтобы перевести дух, кислорода не хватало – я впервые в жизни поняла, что значит разреженный высотный воздух, немного закладывало уши.

В итоге мы поднялись до высоты 3100, если верить навигатору, до места, где должен был быть еще один водопад. Но, кажется, он иссяк, остались лишь черные подтеки от воды на скале и тонкая струйка ручейка. По другую сторону ущелья мы увидели еще один водопад. Время наше истекло, нужно было идти назад, жаль, но до Рацеки мы не добрались.

Однако, тому, что мы увидели в то утро, можно только позавидовать! И как бы тяжело не было накануне, как бы плохо мы себя не вели, — сейчас это все было неважно. Есть только сейчас, и в нем – эти вечные каменные исполины с белоснежными вершинами, сияющее солнце, звенящий воздух, много километров обозримого пространства, чего не привык видеть наш глаз, и разрывающие душу чувства свободы и  счастья! И еще — совсем немного гордости, что мы  — не дома, не в офисе, не в сквере с банкой пива и сухарями, что мы смогли вырваться из наших серых будней и попасть сюда, где было так мало человеческих ног, где все нетронуто и чисто, и где время остановилось…

В 9 утра мы стали спускаться к нашему лагерю. Приготовили удивительный завтрак – каша, рыбные консервы с печеньями, бомж-пакеты, огурцы и зелень, чай с расплывшейся шоколадкой. Пока завтракали и скручивали лагерь, увидели несколько альпинистов, резво бегущих вверх по тропе к Рацеке. Настоящие туряки! Не то что мыJ

В полдень мы выдвинулись вниз. Не дорога, а песня! Мы шли быстрым шагом, иногда бежали.

Ровно через час мы были в долине Ала-Арчи. Хорошо, что поспешили, потому что как только оказались внизу, погода испортилась, как по расписанию. Мы оставили Валеру с рюкзаками на лавочке и сбегали до места первой ночевки, там нашли спрятанные вещи – все было сухое, целое и невредимое.

Мы не стали сразу же вызывать такси до Бишкека, а решили половить кого-нибудь  отъезжающих из гостиницы и домиков. Нас подобрала веселая подвыпившая компания киргизов – 2-3 семьи, с детьми. Они, правда, не довезли нас до шлагбаума (это примерно 11-12 км), но зато хотя бы вывезли из зоны дождя. И повеселили нас от души своими шутками.

Затем мы подсели к какому-то мужчине во вместительный универсал, где кроме нас уже было 2 пассажира, поэтому я добровольно залезла в багажник вперемешку с рюкзаками, а ребята «заархивировались» на заднем сиденье. Судя по всему, несоответствие числа мест и числа пассажиров – это нормальная практика для Киргизии. Тем не менее, в тесноте, да не в обиде и за 600 сомов мы добрались  до Западного автовокзала. Там мы практически сразу загрузились в маршрутку до Чолпон-Аты (250 сомов с человека), уселись вчетвером в ряд на задние сиденья и в 4 часа дня тронулись. Путь примерно в 270 км мы проехали за 4 часа, с остановками на фруктовом рынке, и около мест общественного пользования.

Жемчужина Киргизии – озеро Иссык-Куль

В 8 вечера мы вместе с нашими рюкзаками выгрузились в Чолпон-Ате. Хочешь не хочешь, почувствуешь себя звездой – как только распахнулась дверь маршрутки, нас встретила толпа фанатов  местных риэлторов с массой выгодных предложений по сдаче жилья. Мы бежали от них, сверкая пятками, но они преследовали нас, медленно ехали за нами на машине, пристально смотрели с другой стороны дороги. Мы не выдержали этой гонки и сдались, согласившись посмотреть одно местечко. Оно нам не понравилось, и мы пошли искать сами.

Чтобы спокойно ходить по улицам, мальчики остались с рюкзаками в безлюдном закутке, а девочки пошли искать жилье. В основном, нам предлагали 2 местные комнаты, с удобствами на улице. Это не устраивало. Наконец мы нашли уютный домик с ухоженным двориком, где хозяйка (Гульнара) предложила нам комнату на 4, с 3 кроватями, да еще и туалет в доме, а не на улице. И цена приемлемая – 250 сомов с человека. Вариант идеальный, то, что надо.

Мы заселились, помылись, переоделись и пошли кушать. По совету Гульнары, заглянули в кафе «Дунганская кухня». Заказали супы, салаты, и, конечно же, шашлык. А вот крепких напитков там не было, но можно было разливать свое. Мальчики купили в соседнем магазинчике коньяк, и мы прекрасно посидели!

На следующие утро мы открыли для себя чудесное заведение – кафе «Березка», где на завтрак готовили воздушные сырники, вкусную рисовую кашу и много чего еще приятного и съедобного. После завтрака пошли на озеро.

Конечно же, оно великолепно! Почти как море – чистая вода, песочек, другого берега почти не видно, а если и видно в ясную погоду – то та там горы с заснеженными вершинами. Правда, пляж был не очень удачным – в заливе, не было ощущения безграничной воды. Потом мы ходили на  другой пляж.

В первые 2-3 дня наших купаний вода в Иссык-Куле была холодная, как в Волге. Купание не приносило особой радости, а долго лежать под палящим солнцем было утомительно, поэтому на пляже мы находились мало. Мы, скорее, вели себя как тюлени – если и спали. Конечно, организму это было необходимо, он, таким образом, восстанавливал силы, ведь у нас реально болело все тело, особенно мышцы на ногах после прогулок с рюкзаком. Мы каждое утро вставали с кроватей как зомби, при этом даже стонали, и корявыми шагами шли умываться.  Но, если честно – нам было скучно. После горных испытаний, переживаний пляжный отдых угнетал своим бездействием. Прибрежная зона не радовала какими-либо развлечениями – еда, еда, опять еда, …и все. Главная «туристическая» улица Чолпон-Аты – улица Горького – состояла из кафешек. Что нас действительно порадовало – так это шашлык, который готовили в кафе-юрте рядом с небольшим пансионатом. Местечко, видимо, было малоизвестное, и мы каждый вечер были там единственными посетителями. Шашлык там готовили великолепный! Шампур нежнейшей мякоти баранины, без прожилок и сала, прекрасно прожаренной, подавали с гарниром из овощей, иногда с рисом или тушеной капустой, и – всего лишь за 150 сомов (это наши 100 рублей). И, конечно же, там разрешали приносить свои напитки.

На 3-й день пребывания в Чолпон-Ате мы отправились на субботнюю ярмарку в соседнее село Бостери. За 100 сомов поймали таксиста и за 10 минут доехали. На ярмарке мы купили практически все сувениры, початки кукурузы (которую потом варили у себя в комнате на горелке), абрикосы (15 сомов за кг), вишню, черешню, горный мед, и еще – безумно вкусную копченую форель, которую по приезду домой мы раздавили с холодным пивком и свежеиспеченными лепешками.

Пляжное безделье всем окончательно надоело, и в воскресенье вечером мы пошли искать экскурсии. Походили по улицам, поспрашивали у продавцов-одиночек, но все как-то было подозрительно. Тут мы вспомнили про конный клуб Пегас и направились туда, тем более, идти то всего 10 минут. Там нас встретила та самая Татьяна. Она нас вспомнила, узнала, заулыбалась, мы расположились в ее офисе и мило пообщались. Купили у нее экскурсию в Семеновское и Григорьевское ущелья (по 700 сомов с человека – у все уличных «агентов» цены были 900-1000), попрощались до следующего дня и отправились домой.

Там, где цветут эдельвейсы…

В понедельник, 9 утра – выезд из Чолпон-Аты. С нами еще 2 человека, кажется, из Иркутска. Татьяна сама вела и экскурсию, и автомобиль, тот самый минивэн, который нас тогда вез из аэропорта. Рассказывала она очень интересно, грамотно, и видно было, что ей самой поездка доставляет удовольствие.

Сначала мы оказались в Семеновском ущелье на лугах, где паслись коровы, лошади, а из-за камней суслики высовывали свои любопытные серые мордахи. Мы должны были проехать на авто, а затем пройти пешком до горного озера Сютуу-Булак. Пастухи предложили нам подняться на лошадях, и обещали в скором времени их привести.

Мы направились к озеру. Дорога пешком заняла около 40 минут. Мы были счастливы – горы, мы в кроссовках идем по камням, после пассивного пляжного отдыха для нас это было приключением!

Озеро Сютуу-Булак сражает наповал своей красотой. Вода в нем ярко-голубого, местами бирюзового цвета, вокруг деревья, горы. Татьяна предложила нам окунуться в ледяную воду озера. И – мы сделали это! Восторга и счастья – выше крыши!

После купания мы двинулись обратно, вниз к машине. И тут нарисовались пастухи (пареньки лет 11-15) с долгожданными лошадями. Мы оседлали горных жеребцов и спустились по горной тропе, держа спинку и плавно раскачиваясь в такт шагу животного.

Когда мы слезли с лошадей, юные пастухи начали клянчить из нас деньги, хотя изначально цена была оговорена и они согласились (по 100 сомов с человека). Они буквально закрыли дорогу, на конях подрезали машину, кричали, ругались, требовали еще по 100 сомов. Мы все не выдержали, накинули мальчишкам мелочи, и со спокойной душой поехали дальше.

Следующее место экскурсии – Григорьевское ущелье, домик пастухов, где можно попробовать и купить свежий кумыс (кобылье молоко). Там мы немного посидели за деревянным столом прямо на лугу, послушали рассказы о кумысе и его последствиях, о жизни пастухов. Каждое лето пастухи гонят свои стада из деревни на склоны гор, здесь на лугах животные пасутся, а люди заготавливают траву на зиму. Зимой находиться здесь невозможно, все завалено снегом. Татьяна рассказала нам одну историю. Несколько лет назад с гор спустилась снежная барсиха и стала резать скот. Обычно эти хищники не приближаются к людям, они живут за много километров от цивилизации. Но барсиха, наверно, была больна. Потеряв несколько голов скота, пастух стал обращаться во всевозможные инстанции с просьбой разрешить отстрел барсихи. Убивать ее ему запретили, но выдали 2 тысячи баксов и сказали, чтоб она зарезала столько скотины, сколько ей вздумается. Пастух был вполне доволен. А барсиха еще немного поохотилась, откормилась и ушла обратно в горы.

Затем мы проехали немного вверх на склон, где цветут эдельвейсы – горные цветы, похожие на маленькие серебряные звездочки в пуху. Мы валялись на траве, фотографировались, собирали цветы и сходили с ума от фантастического пейзажа, который открылся нам с этой точки.

После поляны с эдельвейсами нас повезли на обед. Мы приехали в живописное местечко в ущелье, где неслась бурная горная река. Там нас усадили в юрту, и, чтобы чем-то занять время ожидания плова, поставили самовары с чаем, блюда с наломанными свежими лепешками, и плошечки с медом, вареньем и сливками. Мы так наелись этой вкуснятины, что когда почти через 2 часа все-таки, наконец-то принесли плов, мы уже и смотреть на него не могли и съели совсем немного.

В самом конце экскурсии нас завезли к крошечному водопаду, больше похожему на ручей, около которого толпились желающие сфотографироваться. Мы так посмотрели на эту толпу, на «водопад», вспомнили водопад в горах, грустно вздохнули, и ушли из этого муравейника. Отыскали симпатичный валун, на котором и стали фоткаться. Толпа последовала за нами.

Перед выездом из ущелья Ирина решила попить кумыс, который она купила несколько часов назад, приоткрыла крышку бутылки…и все рядом сидящие с ней, а также задние кресла салона минивэна оросило брызгами взыгравшего молока. Кое-как спустили газы и закрыли бутылку, но зато узнали свойства кумыса, да и посмеялись от души. Еще мы купили 2 полторашки медовухи, которую по приезду домой распили под шашлычок в нашей любимой юрте.

Около 6 вечера мы вернулись в Чолпон-Ату. На обратном пути Татьяна рассказала нам, куда бы еще можно было съездить. Экскурсии по Южному берегу Иссык-Куля, где было много интересных мест, нам не подходили, так как только дорога в одну сторону занимала 3 часа. У нас был всего лишь один полный день пребывания в Киргизии – вторник, а в среду уже домой. Чтобы к 11 часам успеть на регистрацию в аэропорт, выехать нужно было в 6 утра, с маршрутками в такую рань очень туго, а на такси жалко было 3000 сомов. Поэтому из предложенных Татьяной вариантов самым оптимальным для нас стал городок Токмок в 60 км от Бишкека, как раз по пути от Чолпон-Аты. Что там смотреть -  башня  Бурана и музей около нее, в 12 км от центра Токмока, на такси за 200-300 сомов можно доехать. А уже из Токмока легко уехать в Бишкек и на маршрутке, и на такси, да и выспаться можно перед самолетом.

Следующее утро – сборы. Рюкзаки заметно раздулись от наших покупок, кое-как все уложили. Хозяйка не вернула нам денег за одну ночь,  ну и ладно. Мы сбегали позавтракать и искупаться напоследок. По закону подлости, к концу нашей поездки вода в Иссык-Куле прогрелась, и вылезать оттуда совсем не хотелось. Но – время поджимало. В полдень мы выехали из Чолпон-Аты.

Нескучный последний вечер

Около 3 часов дня мы приехали в Токмок, на автовокзал. Как всегда – таксисты и масса выгодных предложений.  Запомнилась парочка фраз: « — Ну что, ребята, едем? – Нет. – Куда?» и « — Бурана…Бурана…Где эта Бурана?…За 1000 сомов поехали!».

Сначала нам надо было найти гостиницу. Нашли, в 20 минутах ходьбы от автовокзала. Цена за 2-х местный номер – 500 сомов. Мы сбросили вещи и пошли по улице, по пути спрашивая у прохожих, как нам лучше добраться до Бураны. Нам подсказали, как пройти на остановку, откуда можно сесть в автобус. Мы дошли до нее, увидели магазинчик и купили там  местного «Шахтерского» пива по привлекательной цене – кажется, 40-50 сомов за полторашку. С собой мы захватили еще с утра сваренную кукурузу и лепешки, так что можно было не заботиться об ужине.

Несколько минут мы постояли на остановке в ожидании автобуса, и даже пытались поймать попутку. Около нас остановился старенький Мерс, а в нем – трое парней лет 17-19. «- Ребята, а ничего, что нас в машине будет семеро? – Да нормально, залезайте!». Мы забились в машину по принципу  «девочки сверху» и за 100 сомов поехали в Бурану. Местные ребята  — Азат, Абдыш и …забыла третье имя – оказались хорошими, порядочными, общительными, болтали с нами всю дорогу, рассказывали о себе, о своей жизни.

За полчаса мы доехали до Бураны. Что такое Бурана? Поле, никаких домов вокруг и одинокая 25-30 метровая башня, и сбоку от нее одноэтажное здание музея. Время половина шестого, комплекс вроде как закрыт для туристов. Тут наши парни берутся разрулить проблему. Мы все пошли к музею. Там ребята о чем-то говорят с работником, и – нам открывают башню!

Мы зашли внутрь и стали подниматься по узкой винтовой лестнице с высокими ступеньками практически в кромешной тьме, на ощупь. Добравшись до верха, мы оказались на открытой каменной площадке с метровыми бортиками – остатками стен. Согласно легенде, несколько столетий назад местный правитель заточил на вершине этой башне свою маленькую дочь, которой предсказано было погибнуть в 18 лет. Отец хотел таким образом спасти ее. Но девушка все-таки погибла, отравившись принесенным ей виноградом. Вот и вся история. Смотреть тут больше было нечего. Но  — с собой у нас было пиво, кукуруза и лепешки, не пропадать же добру? И мы разложили поляну прямо на вершине исторического памятника.

Когда мы спустились, прошлись еще немного по прилегающей к башне территории. Там находилась небольшая экспозиция из археологических находок  — каменные жернова, орудия труда, идолы, надгробные камни с арабскими надписями, и прочее. Пока мы рассматривали все это, наши новые знакомые предложили отвезти нас в еще одно местечко – Иссык-Ата, в 30-40 км от Токмока, в горах. Место знаменито своими лечебными горячими горными источниками, там еще в советское время построили здравницы. Уже вечерело, но нам очень хотелось использовать по полной последние часы пребывания в Киргизии. Мы поехали.

В Иссык-Ату мы добрались уже в восьмом часу вечера, с затекшими и отсиженными конечностями (напомню, мы весь вечер ездили всемером в 1 машине). Ребята повели нас по скверам санатория. И снова мы попали в детство. По аллеям гуляют бабушки и дедушки с клюшками, в пестрых халатах и тапочках, здание санатория – 60-х годов постройки – каменное крыльцо, высокие окна со старыми рамами, в воздухе витает скука и сон. Мы прошли к бассейну, который наполняется водой из горячего источника. Основной бассейн был на тот момент пуст, люди купались только в маленьком. Для входа нужны были купальники, в обычном белье нельзя было, ну мы и не полезли. Затем ребята отвели нас к источнику с минеральной водой, по запаху напоминающей яйцо. Мы, конечно, попробовали, пофыркали, да и отправились обратно к машине.

В 9 вечера парни довезли нас до гостиницы. За всю поездку они взяли с нас 300 или 400 сомов, уже не помню точно. Мы им отдали оставшиеся газовые баллоны, может, пригодятся. Нас укачало за время поездки, болела голова, мы купили арбуз и курицу гриль, но одолели только арбуз. И спать.

Утро среды, 13. 07. Отъезд. Собрали вещи, позавтракали, пошли пешком до автовокзала. Примерно в 10 утра приехали в Бишкек. До Западного автовокзала мы не поехали, а высадились на Аламединском рынке. Побродили там немного, докупили мелочей, и там же поймали такси за 500 сомов до аэропорта. Проезжали мимо рынка Дордой – пожалуй, известного на всю страну. Жаль, туда мы так и не попали, теперь уж в следующий разJ

В аэропорту в процессе досмотра к нам пытались докопаться по поводу складного каркаса от палатки, пакета соли (пробовали на вкус), горелки (думали, что там есть баллон). Но наша совесть была чиста, и мы успешно прошли контроль. Аэропорт достаточно крупный, если не ошибаюсь, 3 этажа, но всего 2 магазина беспошлинной торговли, нет закусочных, а переходы на 3 этаж перекрыты креслами. Так что посмотреть в здании особо то и нечего. А вот когда уже мы сели на места, то вдоволь насмотрелись на американские военные самолеты – их там больше, чем пассажирских.

Вот и все. Мы взлетели. Первые полчаса полета были напряженными – самолет трясло и подбрасывало. Может, потому что над аэропортом собрались облака, а может, потому что пилот был киргизом, а все водители-киргизы любят полихачить?:) Но вскоре самолет выровнялся, все успокоились, ели, дремали и смотрели в окно.

В 5 вечера мы были в Москве. А на следующий день ехали в поезде в Пензу. Подкалывали над назойливыми соседями, скидывали друг другу фото на флешки и вспоминали, как это было…

Наше путешествие закончилось. Каждый из нас получил бесценный опыт и море впечатлений, каждый достиг (или не достиг) своих целей, и сделал для себя выводы. Но в целом – пожалуй, все мы были счастливы, что побывали в настоящих горах, что увидели столько живописных мест, что преодолели определенные испытания. Спасибо, друзья! И спасибо – Киргизия! Было здорово :)

Автор: Елена Левашина

15 коммент.

1. Константин 23rd Сентябрь 2011

Горы красивые. Там в Киргизии что пендосовская база военная?nn1

2. Манас — бывшая авиабаза антитеррористической коалиции, ныне — Центр транзитных перевозок ВВС США. Объект располагается на территории международного аэропорта «Манас» в 23 км северо-западнее Бишкека.

3. Шикарный отчёт. Такое не стыдно в журнале разместить, в клубе путешественников ). Завидую вам, также хочу активный отдых. Вы молодцы!

4. Читаю взахлёб! Ленок — ТАЛАНТИЩЕ! Рассказы и романы писать не пробовала? Думаю, тираж обеспечен!
    Бесподобно, ребята! Каждый уголок мира, его частичка и молекула — уникальный и неповторимы!!!
    Обожаю читать ваши статьи-ПУТЁВые заметки! А то понаделают фоток: я, я+, я и дерево….и т.п. И таких как тыщиии!
    А что бы вот ТАК замострячить — это ещё суметь надо!
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ВПЕРЕДИ столько ещё неизведанных территорий и рассказов:)

5. Поддерживаю!!! Лена, ты молодец! Рассказ действительно передает ту атмосферу которая окружала нас во время путешествия, нахлынули воспоминания! Усилилось желание вернуться в эту красоту, преодолеть самого себя и достичь новых высот!

6. Спасибо за добрые слова))) Сергей С. — вернемся, преодолеем и достигнем! А если не в Киргизию — так куда-нибудь в другое не менее прекрасное место!

7. даёшь Эверест?

8. Dr. Psycho, поживем — увидим)))Все может быть…

9. Молодцы!))))))

10. Супер-путешествие!))) на мою Родину))))

11. С интересом посмотрела ваше путешествие. Молодцы: хорошо обо всём рссказали, всё сняли. Если любите горы, приезжайте к нам в Болгарию: прекрасные горы и приключения гарантированы :)

12. во сколько обошлась поездка ?
    и во сколько могла бы обойтись если бы знать наперёд, то что не знали?
    пояснение для второго вопроса:
    в Абхазии много раз сталкивались с ценами завышенными для новичков
    например автобус до Сухума стоит 60 руб а таксистами 600-800
    таксисты естественно не говорят про автобус а про другие транспортные средства которыми можно доехать врут — нет ничего только такси.

13. Сергей, поездка обошлась в 6,5 тысяч руб на человека — это еда, проживание, перемещения внутри страны, экскурсии и покупки/сувениры. Плюс поезды Пенза-Мск и обратно, ну и естественно перелет — цены смотрите на сайтах авиакомпаний, разброс от 15 до 20 за эконом класс. Еще вариант — поезд Мск-Бишкек, но это 4 дня в одну сторону, проверка на 2 границах, в общем — дешево, но уж слишком сердито. По второму вопросу — в принципе, не было таких ситуаций, все цены заранее проискали в инете, я переписывалась с русским парнем, который живет в Бишкеке (нашла его в контакте просто по параметрам возраст и место проживания, написала свои вопросы и он поделился ценной инфой), даже звонили в Киргизию на автовокзал насчет расписания автобусов))). Из промахов — газовые баллоны (мы полдня потратили на поиски), ну и еще — неправильно полезли в горы, не по тропе. В общем, как-то так)))

14. Обзор с сайта и несколько рекомендаций напечатали в газете

15. Что-то такое слышал, но не так подробно, а откуда материал брали?