Казахстан и Киргизия 2012

Все лето этого года прошло в ожидании отпуска, который наметился на вторую половину сентября. С местом отдыха вопрос был решен еще в прошлом году, после посещения Киргизии – вновь хотелось увидеть Ала-Арчинское ущелье и Иссык-Куль. Но, чтобы не повторятся, мы решили немного усложнить маршрут и проехаться по Казахстану. Там предполагалось посетить Капчагайское водохранилище, национальный парк Алтын-Емель, Чарынский каньон, Большое Алматинское озеро и парк Медео. Небольшое уточнение – путешествовать по Казахстану мы планировали на арендованном автомобиле. Незадолго до поездки мы пришли к такому решению. Это не только удобно и комфортно, но и экономически очень целесообразно. Например, одна только экскурсия в Алтын-Емель на один день стоит примерно 32000 тенге на человека, или 6800 рублей. Посещение таким способом всех запланированных мест вылилось бы для нас в приличную копеечку. В то же время аренда авто в день обходится в среднем от 2000 рублей и выше, в зависимости от класса и марки. Предварительно я переписывалась с менеджером одной из фирм (Дикси-Трэвэл), который предложил следующий вариант: Форд-Мондео, седан, аренда в сутки 69$, залог 10000 руб (теряется частично или полностью в случае повреждения по вине арендаторов), ограничение по пробегу 200 км в сутки (при превышении лимита – 40 тенге за км), в аренду включена страховка.
Вооружившись информацией из интернета, энтузиазмом и набитыми доверху рюкзаками, 14 сентября мы с Валерой, Сашей и Яной покинули Пензу в уютном вагоне Суры.
Утро и день в Москве – как обычно, у Андрея и Наташи.

К поездке готовы

Вылет – как и в прошлый раз, из терминала F аэропорта Шереметьево около 11 вечера. Несколько часов полета в полудреме, и мы приземлились в предрассветный прохладный Манас. Из-за того, что мы немного промешкались с багажом, обменом денег, мы вышли из здания аэропорта самыми последними из толпы, а поэтому нас не облепили таксисты с заоблачными ценами. Вместо этого мы вполне успешно загрузились во вместительный минивэн за 400 сомов и быстро доехали до Западного автовокзала Бишкека.
Задерживаться в Бишкеке мы не планировали, поэтому спешили найти любой транспорт до Алматы. В 7 утра мы уселись в маршрутку (по 400 сомов с человека), правда, прождали отправления 2,5 часа, пока маршрутка не наполнилась пассажирами.
Через 30-40 минут после выезда мы оказались на Киргизско-Казахской границе.

В маршрутке из Киргизии в Казахстан

на Киргизско-Казахской границе

Всем пришлось выйти из транспорта и забрать свои вещи, затем – паспортный контроль при выходе из Киргизии, далее – паспортный контроль и заполнение миграционной карты на Казахской границе. После всех этих процедур мы уселись обратно в маршрутку и еще примерно 3 часа добирались до автовокзала Алматы.

Предварительно Валера подыскал неплохую гостиницу, но, как выяснилось, она находилась в другой части города. Нам хотелось скорее где-то разместиться, поэтому мы доверились Сашиному навигатору и отправились искать гостиницы поблизости. Зашли в пару местечек, ужаснулись комнатам и ценам. Третья гостиница нас более-менее устроила – 3800 тенге за номер (курс 4,8, то есть 800 руб). Мы закинули вещи, купили на рынке фрукты и самсы, подключили местные симкарты, отдохнули, вечером вкусно (но дороговато) поужинали в кафе, а после ужина купили прекрасного грузинского вина, конфет и хорошо посидели в номере.

совковый отель Казахстана

Вход в гостиницу в Казахстана

С утра – завтрак, выселение из гостиницы и поездка в забитом автобусе по пробкам до центра города, где находились фирмы, занимающиеся арендой автомобилей. Мы обзвонили все фирмы по нашему списку, но машин либо не было, либо были слишком дорогие экземпляры. Хорошо, что хотя бы в Дикси-Тревел был тот самый Форд-Мондео. За ним мы и отправились. В офисе Дикси-Трэвэл на каждого из нас оформили путевой лист (вместо доверенности, пожалуй), мы осмотрели машину, получили ключи, забросили в багажник наши рюкзаки и отправились обедать и закупать продукты. Выехали из города мы уже в 9 вечера, по темноте, но минуя при этом пробки, которые, кстати, постоянны для улиц Алматы.
Для начала мы решили добраться до берега Капчагайского водохранилища и остановиться на ночлег в палатках. Населенные пункты на берегу водохранилища – Капчагай, Шенгельды, расстояние – примерно 80-90 км от Алматы. Через полтора часа мы разглядели в темноте водоем и стали съезжать к нему по грунтовым дорогам. Кое-как добрались, но окружающий пейзаж нас напугал – какая-то промышленная зона, заборы, бетон, никаких признаков отдыха. Мы направились дальше, в Капчагай. По указателям едем к зоне отдыха. Увиденные картины напугали нас еще больше. Летом это действительно пляж, где кипит жизнь, но сейчас – глушь, таблички с названиями лагерей и баз отдыха, закрытые ворота, двери, ларьки, лай собак. Мы, естественно, бежим оттуда в сторону Шенгельды. А там картина еще ужаснее – вместо хотя бы табличек с радужными названиями «Солнышко» и «Оазис» мы видим разваленную бетонную трубу вдоль всей дороги, полуразрушенное каменное здание, исписанное баллончиками, и ни души вокруг. Мы плутаем по Шенгельды, а тут нас в довершение всего еще и останавливает милицейская машина. Вот такая интересная ситуация получается — мы едем по грунтовой дороге по голой степи в 4000 км от родного города в час ночи и вдруг сзади, откуда ни возьмись, мелькает красно-синими цветами милицейский автомобиль, и вокруг нас ни людей, ни даже освещения. Страха полные штаны, конечно же. Ладно, подходит сотрудник милиции, проверяет мои документы (я в тот момент рулила). Все нормально, никаких претензий к нам нет. Мы объясняем, что заблудились и ищем пляж, просим нам помочь. Сотрудник говорит нам, что вот, езжайте туда-то, там хоть люди есть, браконьеры. Это небольшое уточнение отбило у нас остатки надежды, и мы приняли решение переночевать в машине на какой-нибудь автозаправке. Пришлось вернуться назад, в сторону Алматы, примерно 50 км. На ближайшей АЗС мы остановились, перекусили и легли, а точнее сели, спать. Было 2.30 ночи.
С рассветом, около 7 часов мы проснулись и сразу же тронулись в путь, снова на поиски водохранилища. Не проехали мы и нескольких километров – меня тормозят гаишники на посту, который мы вполне удачно проехали накануне аж 2 раза. Причина остановки – не включенный ближний свет. Просят пройти на пост для оформления. Вспоминаем, в какой стране мы находимся, и какие здесь порядки. Беру 5ооо тенге и иду. Он мне показывает фото машины без света, рассказывает про штраф, как и когда его оплатить, а я включаю дурочку и объясняю, что мы приезжие, как же нам быть, с собой только 5000 тенге, а остальное рубли, может, решить вопрос на месте? Гаишник аккуратно приподнимает какой-то журнал на столе и кивает, мол, давай, пихай туда. Все, нас отпускают. Едем дальше.
В светлое время суток дорога к водохранилищу не казалось такой ужасной, как несколько часов назад. Пляж был просто пустынным и тихим из-за окончания купального сезона. По грунтовой дороге мы подъехали практически к воде и остановились на завтрак.
Было немного пасмурное утро, солнце еле пробивалось сквозь облака, вокруг нас – только серый горизонт, прозрачная вода и чайки.

походный завтрак

Капчагай

Капчагайское водохранилище

Капчагайское водохранилище

Транспорт на прокат

После завтрака мы отправились в следующий пункт – национальный парк Алтын-Емель, до него предстояло ехать около 150 км. По пути выяснилось, что у нас совсем не осталось тенге, поэтому пришлось искать банк или обменник. Наш путь пролегал через относительно оживленный населенный пункт – Сарыозек, там даже нашелся банк Halik, где мы и поменяли валюту.
После Сарыозека мы двигались по степям, затем через горный перевал Архарлы по самому настоящему серпантину, ощущали перепады высот, у всех закладывало уши. В горах мы проехали через местечко Басчи, от которого было уже рукой подать до Алтын-Емеля.

Сарыозек. банк Halik

ж/д дорога Сарыозек

дорога

Алтын-Эмель (национальный парк)
К офису парка мы прибыли около 4 часов вечера. Нужно было узнать об экскурсиях и о возможности ночлега. Обо всем этом нам поведал приятный мужчина по имени Жанат, работник парка. Мы планировали посетить «поющий бархан» — это дюна посреди степи, которая за много веков неизменна, недвижима, и ее особенный песок на ветру гудит, «поет»; также мы хотели бы увидеть горы Актау – уникальные горы, разноцветные, очень живописные. До бархана мы могли бы доехать на нашем Форде, заплатив при этом около 5000 тенге (за въезд, экологический сбор и т.д.), а вот к Актау нам можно было поехать только на служебном УАЗике и за 25000 тенге. Дорога к Актау очень сложная, нужен проходимый автомобиль; кроме того, правильную дорогу знает только проводник, остальные проезды зашипованы от браконьеров. В любом случае, все экскурсии начинаются с утра, и сейчас нам нужно было переночевать. Жанат разрешил нам разбить палатки на одном из кордонов, не взяв при этом с нас денег, и ждал нас на следующее утро к 9 часам.

ослик Алтын-Эмель

офис Алтын-Эмеля

цапля колени в другую сторону

Алтын-Эмель (национальный парк)
Мы были счастливы из-за того, что, наконец, могли спокойно переночевать в палатках, принять горизонтальное положение и вытянуться в полный рост. Мы приготовили ужин, выпили красного вина и так крепко уснули, что проснулись уже в десятом часу утра.

Алтын-Эмель (национальный парк)

Прыжок в Алтын-Эмеле (национальный парк)

прыжок в Алтын-Эмеле (национальный парк)

управляющий Жанат

Завтрак, сборы – и мы оказались у Жаната в полдень.
Опять наши экскурсии под вопросом, так как нужно было раньше договориться с проводником. Параллельно мы вспоминаем об одной очень щекотливой детали. Въезжая в Казахстан, каждый из нас заполнил миграционную карту, на обратной стороне которой было указано о необходимости в течение 5 дней зарегистрироваться в миграционной службе. В первые дни мы как-то забыли об этом, а вот теперь задумались. Обратились за советом к Жанату, а он нам поведал страшные истории о русских туристах, не оформившихся вовремя и понесших приличные убытки. Тут мы конкретно встрепенулись и думаем, что же делать. Позвонили в миграционную службу – нам сказали, что граждане России могут пребывать в Казахстане до 30 дней. Но в интернете при этом Шурик нашел информацию только 5 днях. Попробовали узнать расписание службы в Алматы – не вариант, мы попадаем под выходной в миграционной службе, плюс оформление разрешения занимает 2 дня и стоит 50 долларов. Жанат позвонил каким-то знакомым в 190 км от нашего местонахождения, там сказали, что все сделают, но цену по телефону не озвучили. Оба варианта нам не подходили ни по деньгам, ни по километражу (гнать назад еще 200-350 км и потом опять столько же – переплата за бензин и за превышение лимита пробега). Единственным верным решением казалось покинуть страну на 5 день, при том, что у нас уже шел 4-ый день пребывания.


Мы заплатили Жанату 2000 тенге за отказ от экскурсий и, не посмотрев ничего в Алтын-Емеле, помчали в сторону следующего места – Чарынского Каньона.

В дороге Казахстан

В дороге Казахстан

Степи Казахстана

Степи Казахстана

Степи Казахстана

Степи Казахстана

Степи и горы Казахстана

Населённый пункт Конырелен

лошадки

Указатель в Казахстане

Закат в Казахстане

кафе у Алёны

дальнобойщик в Казахстане

Путь протяженностью около 300 км пролегал через Коктал, Шонжы (Чунджа), Аксай. Мы ориентировались по распечатанной ч/б карте и немножко по навигатору, т.к. он не всегда показывал грунтовые дороги и малоизвестные места. С наступлением сумерек мы оказались на горном серпантине и ожидали, что вот-вот подберемся к Каньону. Но он никак не появлялся. У местных торговцев молоком и медом мы спросили дорогу. Выяснилось, что заехали мы не туда и нужно проехать назад и немного в другую сторону.
Еще одна сюжетная линия — по дороге мы обнаружили, что машина не закрывается с пульта. Попробовали поменять батарейки – все в порядке, работает. Но вот сейчас, в темноте и в горах, машина вновь не хотела закрываться. И все бы ничего, но при такой неполадке не открывался и багажник со всеми вещами, палатками и продуктами. Это мы потом узнали, где на багажнике есть отверстие для ключа, и как нужно изнутри закрыть двери машины. А без этого знания нас охватила грусть и досада, что опять нам надо ночевать в машине, что мы не сможем переодеться в теплое, и приготовить ужин самостоятельно.
С такими печальными мыслями мы вновь отправились искать каньон. Что не удивительно – не нашли. Доехали до ближайшего населенного места – Кокпек. Хотя населенным его назвать сложно – это несколько мелких магазинчиков и шашлычных вдоль трассы и съезды по обеим сторонам дороги для фур, которые здесь ночуют. Попытка найти гостиницу успехом не увенчалась. Некий незнакомец, владелец одного из магазинчиков, предложил нам разместиться у него дома, но такое предложение нас смутило. Было решено ночевать так же, в машине, а рано утром еще разок попробовать доехать до каньона, получится – отлично, не получится – поедем дальше. Мы попили чай с самсами и сели спать.
Рано утром, в 4 часа, мы проснулись, позавтракали и отправились в каньон. Как нам объяснили, нужно было проехать назад около 13 км и съехать налево по грунтовке. Начиная с 13-го км, мы ехали со скоростью 30-50 км/ч, боясь пропустить этот поворот. Так мы проехали еще 12 км и наконец-то увидели указатель на Чарынский каньон. Итак – 25 км от Кокпека в сторону гор, это на будущее, чтоб не забыть. Ура! Еще 10 км по грунтовке – и мы на въезде в национальный парк. Шлагбаум открыт, сторожа нет. Мы, недолго думая, проехали. Дорога достаточно комфортная, днищем задели только разок. Остановились там, где уже невозможно было проехать. Мы побежали по тропкам к краям каньона. На часах было 6 утра, начинался рассвет, и мы увидели край солнца, просыпающегося прямо над каньоном. Это было фантастически прекрасно!

 

дорога в чарынском каньоне

Рассвет в Чарынском каньоне

Прыжок у Чарынского каньона

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Мы у Чарынского каньона

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Чарынский каньон

Чарынский национальный парк

В течение 1,5-2 часов мы, как дети, лазили по камням, стараясь выбрать опасный ракурс для фото, и наслаждались красотой этого уникально места.
Но время поджимало, нужно было двигаться дальше. На обратной дороге нам встретился сторож на белой Ниве – как мы вовремя уехали, не заплатив ни копейки!
Далее мы преодолели около 200 км по дороге к Большому Алматинскому озеру (БАО). Проехали немного по красивой окраине города, наверно, это элитный район около гор. Мы увидели широкий проспект, по 4-5 полос движения в каждом направлении, разделительная полоса и обочины усеяны клумбами, над дорогой – надземные пешеходные переходы, ограничение скорости на этой дороге – до 80 км/ч. Одно удовольствие ехать по такой улице!
В начале подъезда к БАО мы заплатили 1600 тенге на всех. Дорога к озеру – это просто нереальный серпантин, за ограждением которого – ущелье и ручей где-то внизу. Всю дорогу мы ахали от восторга!

Дорога на большое Алматинское озеро

Дорога на большое Алматинское озеро

Большое Алматинское ущелье – это наполненные жизнью скалы, усыпанные зеленью, деревьями, кустарниками, кричащие всеми красками осени. И бодрящий, морозный, звенящий воздух.
Поднявшись достаточно высоко, но еще не до озера, мы остановились в кармашке дороги. Все ущелье – как на ладони!
Чуть выше нас остановили на шлагбауме и сказали, что въехать мы не можем. Но – это же не Россия. За 1500 тенге шлагбаум открывается, и мы поднимаемся еще выше, предвкушая встречу с озером. И – вот оно!
Словами это не описать…Такое редко где встретишь. Сначала поражает цвет воды – кажется, что это голубой лед. Это из-за примеси белой глины. Затем поражает весь вид в целом – озеро в каменной чаше, вокруг снежные шапки, и солнце заливает это великолепие. Пожалуй, прекраснее гор могут быть только горные озера…

Большое Алматинское озеро

большое Алматинское озеро

Ручей в большое Алматинское озеро

вода большого Алматинского озера

Большое Алматинское озеро дорога на Большое Алматинское озеро

Большое Алматинское озеро
Мы поднялись еще чуть выше до Тянь-Шаньской Обсерватории. Думали, что сможем что-то там посмотреть, но, кажется, просто так это нельзя было сделать. После обсерватории дорога поднимается дальше в горы, если не ошибаюсь, к Космостанции.
Мы стали спускаться от озера, так как нужно было в этот день вернуть машину и уехать в Киргизию. По пути поужинали, правда, долго ждали еду. В седьмом часу вечера добрались-таки до офиса Дикси-Тревел. Мы должны были сдать машину с таким же количеством бензина, как в начале поездки, и должны были помыть авто, но, конечно же, не успели (а зря, ведь машина была ужасно грязная, в песке, и внутри куча мусора). Поэтому заплатили за мойку, а также за лишние 280 км пробега по 40 тенге за км. Машинка в целом нас не подвела, мы довольны, да и представители Дикси-Тревел тоже не высказывали претензий.
Мы вызвали такси до Чолпон-Аты. Тут я сильно оплошала: до поездки я находила на карте короткую дорогу из Алматы в Чолпон-Ату, не более 150 км. Поэтому мы все надеялись, что до 8-9 вечера окажемся уже в Киргизии, снимем жилье и спокойно переночуем. Таксист озвучил нам цену в 20000 тенге (4000 руб). Мы загрузились и поехали. Попали в час пик, но таксист опытно скакал по заторам. Когда выехали за город, спросили, сколько еще осталось. «Еще км 500-600 ехать» — сказал водитель. То есть через Бишкек. То есть в Чолпон-Ате мы окажемся не раньше 4 часов утра. Валера, которого целый день укачивало и мутило, наверно, чуть сознание не потерял от этой новости. Что делать – придется ночевать в Бишкеке.
…Проходя границу уже около полуночи, мы спросили у казахских военных – сколько же все-таки могут находиться в Казахстане без регистрации граждане России? Оказалось, все-таки 30 дней. Зря мы так гнались. Но уж лучше так, чем по незнанию заполучить гораздо более серьезные проблемы. Проходим границу, звонит наш водитель и говорит, что его не пропускают, он, кажется, забыл или потерял удостоверение, и просит расплатиться с ним хотя бы за полпути. Мне пришлось снова пройти обе границы, заполнить миграционную карту, чтоб отдать ему деньги. Зато мы практическим путем доказали, что за сутки разрешается неоднократно пересекать границу.
Оказавшись на территории Киргизии, мы взяли такси и за 900 сомов доехали до Бишкека. Водитель попался молодец, повозил нас по гостиницам, пока мы не заселились. Свободные места оказались в гостинице «Семетей». Номер на двоих стоит 1900 сомов, на четверых (куда мы и въехали) – 2400 сомов, то есть 400 с копейками рублей с человека. Стоимость с 1 человека такая же, как и в Алмате, но разница в сервисе огромная. Мы оказались в очень уютном, хорошо обставленном двухместном номере, состоящим из основной комнаты, разделенной перегородкой на гостиную и спальню, и еще одной комнаты за дверью. Также мы были приятно удивлены наличием 2 санузлов, которые мы и оккупировали сразу после заселения. Примерно в 02.30 четверо измотанных дорогами ребят наконец-то добрались до кроватей и, после всех пережитых приключений, забылись мертвецким сном.

Ближе к обеду нам предстояло отправиться в Ала-Арчу. Мы собрали рюкзаки, выселились из номера, и, спрятав вещи на рецепции, пошли завтракать. Мы находились в части города, сосредоточившей в себе несколько медицинских центров; по дороге то и дело попадались люди в белых халатах. Пройдя пару кварталов, вы вышли на оживленную улицу с магазинами, отделениями банков и закусочными. Нашли маленькое скромное кафе, в надежде откушать там настоящей восточной еды. И не ошиблись. Меню не отличалось ассортиментом, но все было очень вкусно. Особенно – блинчики с ну просто волшебной сметаной, где они берут такую сметану – загадка. А цены – берем казахские и режем пополам. Какие же все-таки разные эти две страны…
После завтрака/обеда заходим в магазинчики и закупаем провиант в горы. Снова радуют цены, за 1000 с копейками сомов мы набираем еду на 1,5 суток (правда, кое-что по мелочи осталось после Казахстана). Вернулись в гостиницу и позвонили таксисту, которого нам порекомендовала администратор. Минут через 20 мы и рюкзаки загрузились в старенький, да удаленький Пассат, за рулем которого оказался приятный и общительный водитель Анатолий, оказавшийся, кстати, уроженцем Мокшанского района Пензенской области. По дороге в Ала-Арчу Анатолий провез нас мимо местечка, где можно было купить арбуз и дыню, т.к. эти ягодки уже заканчивали свой сезон. «Арбузов сейчас мало, они подорожали», — сказал Анатолий. Но мы все же «раскошелились» и позволили себе купить «дорогой» арбуз аж за 64 сома (42 рубля).
Как и в прошлом году, как, пожалуй, и всегда, горы встретили нас «с холодком». Расплатившись с Анатолием и попрощавшись, мы первым делом распотрошили рюкзаки и второпях утеплились. Ночевать отправились в ущелье, как и в прошлый раз, с переходом через ручей. Однако в этом году пересечь его оказалось намного сложнее – русло поменялось, стоки стали более широкими, глубокими и бурными. Проскакать, не промочив обуви, было невозможно. Безуспешно прокрутившись больше часа в поисках доступных переходов, все наконец-то согласились переобуться в шлепки и босиком перебежать по ледяной воде. Холода – на 2 минуты, зато потом сухие носки и главное, сухая обувь. Так и сделали.
И вот мы на нашем месте, под той же огромной елью. Вечерело, туман с едва ощутимой изморосью спустился в ущелье, скрывая от нас небо и вершины гор. После теплого Казахстана осень здесь казалась зимой, мы надели все, что можно, все теплые и не очень теплые вещи. После разбивки лагеря, уже в сумерках ребята побродили по склонам, собирая хворост. Газовой горелки и горячей еды было мало, нужен был костер.


Ала-Арча внизу

наш лагерь в Ала-Арче Ала-Арча

Ала-Арча ищем дрова
Набравшись тепла от вкусного ужина и доброго костерка, мы выпили по пол пакетика «Терафлю» (практически все мы начинали заболевать или уже болели) и расползлись по палаткам. Было свежо, конечно же. Хоть не было ветра, и температура опускалась не сильно ниже нуля, но ледяной ручей рядом с нами пронизывал всю долину морозом.
Утром проснулись часов в 8-9, потому что начало показываться солнце, а с ним потихоньку приходило тепло. Ручьи покрылись льдом, мелкие протоки – практически полностью, стоки крупнее и мощнее – затянуло по краям, на поворотах.

ручей Ала-Арча сентябрь

ручей Ала-Арча сентябрь

Ала-Арча рассвет

Ала-Арча

Ала-Арча горы

Ала-Арча подъём

Вход в Ала-Арча (национальный парк)
Был субботний день, и, начиная, с 9 утра, около нашего лагеря как будто открылась спец тропа для плутающих и просто гуляющих туристов. В основном это были иностранцы, жаждущие попасть к альплагерю Рацека. Они спрашивали дорогу, а мы на ломаном английском объясняли, что это «плохой путь», и отправляли их верной тропой, тыкая пальцами куда-то «вон туда». Они, кажется, понимали, благодарили нас и возвращались обратно к началу единственной правильной тропы.
С туристами-иностранцами было приятно пообщаться, но ближе к обеду долину заполонили приехавшие на экскурсию школьники-старшеклассники. Их цель – спрятаться от глаз учителей и делать свои подростковые дела. Ребята смело шныряли мимо наших палаток и костра, шумели, распивали напитки, не особо стесняясь нас, и при всем этом профессионально матерились по-русски. Когда к нам подошел сопровождающий их учитель, подростки убежали от нашего лагеря дальше по ущелью. Учитель не сильно переживал насчет них: «Вы не пугайтесь, они вообще-то хорошие ребята, просто выбрались в горы, свободу почуяли». Пообщавшись с нами, он отправился дальше пасти своих сорванцов.
Тем временем мы стали сворачивать лагерь. Изначально было запланировано провести в горах 2 ночи, и с утра мы хотели спрятать вещи в кустах и налегке добежать до Рацеки. Но морозная погода подорвала наш боевой настрой, не хотелось еще одну ночь так мерзнуть. Мальчишки еще бы и выдержали, а вот девочки сдались – Яна болела с самого начала поездки, я конкретно затемпературила накануне. Поэтому мы решили попытаться переночевать в гостинице «Ала-Арча», а если там не будет мест – ехать в Бишкек. В гостинице мест не оказалось, точнее, был только дорогой номер, в котором были неполадки с окнами, и там было холодно. Мы посомневались, все взвесили и решили уехать.
Вызов такси по телефону не увенчался успехом – почему-то никто не хотел за нами ехать, хотя мы готовы были заплатить как положено. Мы стали искать отъезжающих из Ала-Арчи, но тоже бесполезно. И тут мы увидели — школьников, они собирались домой на снятых вместительных маршрутках. Обратились к учителям, они спросили водителей – с нас 500 сомов с заброской в «Семетей». Отличный вариант! Мы разместились в маршрутке, было только одно свободное место, которое досталось больной мне, а ребята стояли или сидели на рюкзаках. По дороге мы слушали разговоры школьников о том, как они хотят отметить предстоящий выпускной. Их классный руководитель – очень интересная женщина, видно, что она очень любит своих подопечных, а они — любят и уважают ее. Она предложила вместо кафе и дорогих платьев и костюмов съездить на три дня на Иссык-Куль, как никто до этого не делал. И ребятам эта мысль очень понравилась. А еще они слушали и пели песни «Руки вверх», и даже простые детские песни. И правда, хорошие ребятки.
К вечеру мы были в Бишкеке, около полюбившейся нам гостиницы «Семетей». Раскидали вещи, поужинали. Валера вызвал мне врача, потому что температура у меня была высокая, по ощущениям – под 39. Врач, правда, приехал только утром, назначил лекарства, от которых сразу стало легче.
В обед мы вызвали такси до автовокзала, загрузились в маршрутку, и через 4-5 часов были в Чолпон-Ате.
…Вспоминая прошлогоднюю поездку, мы готовились к натиску владельцев комнат с кучей предложений об аренде. С поправкой на «несезон» мы надеялись на привлекательные скидки. Наивные простофили. Приехали мы в вымерший поселок, на улице – никого. Буквально никого. Все закусочные закрыты. Мы идем в сторону дома, где снимали комнату в прошлом году, и по дороге стучим в каждую дверь, чтоб сориентироваться по ценам. Некоторые двери не открылись вообще – там никого нет. Те, кто отрыли-таки двери, вытаращили на нас глаза, а потом озвучили цену в 2 раза выше «впиксезонной» — 400 сомов с человека. Где логика? После часа поисков мы, наконец, зашли в один двор. Хозяева не уезжали на зиму, поэтому по-прежнему сдавали жилье. Мы вселились в комнаты по двое, нам выдали дополнительные одеяла (ведь комнаты все-таки летние), цена вопроса – по 200 сомов с человека.
Готовую еду мы нашли на главной улице (трассе) в кафе «Лион». Там всегда было из чего выбрать, немного народа, и еда всегда свежая, т.к. готовилась с нуля. Нам очень нравилась милая и застенчивая официантка Альфинура, похожая на маленькую индейскую девочку; она плохо говорила по-русски, и повторение нашего заказа было для нее ужасно сложной задачей, она запиналась и краснела.

в Чолпон-Ате

в Чолпон-Ате кушаем
Несколько дней в Чолпон-Ате мы прожили, так и не посетив ни одну экскурсию. Мы ели, спали, болели, лечились. Один раз сходили на озеро – вода была теплая с лета, несмотря на заморозки по ночам (я б искупалась, если б не болела). Мы устроили небольшой пикник, сварили суп, покушали, любуясь пейзажем. Берег был пустынным, ни души, только чайки, собаки, и…разочек проплыл бобёр.

Иссык-Куль сентябрь

Чайки Иссык-Кулья

Иссык-Куль сентябрь

Также мы ездили на ближайший рынок за фруктами, медом. В местных магазинах набрали травяных настоек «Кыргиз-Коньягы», а еще купили и попробовали грузинский коньяк, которого нет в России. Разочек мы с Валерой сгоняли на минеральные источники, думали, там будет бассейн, а там всего лишь душ или ванна, наполняемая минеральной водой с температурой 40 градусов. Вот и все наше пребывание на Иссык-Куле.
За день до вылета мы выехали из Чолпон-Аты в Бишкек, чтобы переночевать в гостинице и не опоздать на самолет. «Семетей» был занят, поэтому пришлось искать другие варианты. Свободные комнаты нашлись в гостинице «Interhouse». Это даже не гостиница в знакомом многим понимании, а хостел. Вид снаружи – частный одноэтажный дом за железными воротами, даже и не скажешь, что здесь гостиница. Внутри домика очень уютно, свежий ремонт, никаких излишеств, все аккуратно и современно. Особенность хостела в том, что комнаты там не на двоих, а на 6-8 человек, с двухярусными кроватями. Стоимость 1 койко-места – 450 рублей. В хостеле имелась уютная и оснащенная всем необходимым кухня, а также красивая столовая. После размещения мы выбрались до ближайшего кафе, пообедали, а потом прикупили кучу фруктов и поужинали уже в хостеле.

Хостел Interhouse Bishkek

Наутро – завтрак, сборы, дозакупка всякой ерунды и выезд. До аэропорта добрались на такси за 450 сомов. Прошли регистрацию, скинули багаж, побродили по дютику, ну, и, — домой, в осеннюю Россию.
Подытожим. Что выходит по финансам. Авиа или ж/д – большой разброс цен, тут уж кто во что горазд. Аренда авто за 5 дней+бензин+превышение пробега+мойка – 14 тысяч рублей с копейками, ну пусть 15 000 руб – это на четверых. Проживание в гостиницах Казахстана и Киргизии – 400-500 руб с человека в сутки. Такси по Бишкеку – 75-100 за поездку, маршрутка Бишкек-Алматы – 300 рублей, Бишкек — Чолпон-Ата – 175-200 рублей. Средний обед в Киргизии – 70-120 рублей, в Казахстане – 200 руб. Въезды в нацпарки/экосборы – 100-500 рублей с человека. Все вполне приемлемо и демократично.
По ощущениям поездка оказалась очень своеобразной. Мы столкнулись с определенными трудностями, возможно, из-за недостаточного планирования – это вынужденные ночевки в машине, неизвестные сроки пребывания в стране, несезонный берег Иссык-Куля и т.д. Но все же мы увидели много новых прекрасных мест, вновь насладились красотой гор и горных озер, и, что немаловажно, — открыли для себя новый способ путешествия – за рулем арендованного автомобиля. Это всегда казалось таким недосягаемым, опасным, а на самом деле – это невероятно удобно! Сел и поехал, понравилось место – остановился, захотел купить винограда на трассе – не вопрос, нет денег на ночлег – можно переночевать в машине. И конечно – значительная экономия по сравнению с автобусными экскурсиями.
В Казахстане и Киргизии очень много потрясающих мест, которые мы не успели посетить за 2 поездки. Уверена, мы туда еще вернемся!

Автор: Елена Левашина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *